Современный портал Новороссийска


http://afisha.novo-city.ru/news/1/42897/nevidimaya-voina/

Версия для печати / Оригинальная версия





Новороссийские новости

Невидимая война

ІвЮаЭШЪ, 19 ЬРавР 2013, [09:18], novorab.ru
Невидимая война

19 марта в России отмечается День моряка-подводника. В этот день в 1906 году приказом по Морскому ведомству Российской империи подводные лодки были объявлены самостоятельным классом боевых кораблей. Капитан 2-го ранга запаса, ветеран подводного флота Александр Призва провел исследование по истории отдельного учебного дивизиона подводных лодок, базировавшегося во время Великой Отечественной войны в Новороссийске. — К началу войны Черноморский флот являлся вторым по составу сил после Балтийского, — говорит Александр Призва. — На Черном море находились 44 подводные лодки из 212, входивших в состав Вооруженных сил страны. Тридцать семь подводных лодок базировались в Севастополе, а семь — в Цемесской бухте, они относились к Новороссийской военно-морской базе. В то время базой командовал капитан 1-го ранга Александров, а дивизионом подводных лодок командовал капитан 2-го ранга Петров. — Все лодки Новороссийского дивизиона находились в бухте? — Подводные лодки «М-51», «М-55», «Щ-203» к началу войны находились в текущем ремонте. В Херсоне на заводе им. Коминтерна заканчивала средний ремонт «М-54». Подводная лодка «Щ-202» в мае 1941 года закончила текущий ремонт в Феодосии, но с началом войны прибыла в Новороссийск. А вот «М-55» плановый ремонт до конца не прошла, но была введена в строй в начале ноября 1941 года, после чего перешла в Новороссийск. Из этого видно, что большая часть подводных лодок, а именно 4 из 7, находились в ремонте, но с началом войны ремонт их ускоренно был завершен, и все они прибыли к месту своего базирования. — Дивизион назывался учебным, а в военных действиях он принимал участие? — К патрулированию и боевым походам привлекались все лодки. Больше всего — 17 боевых походов — совершила лодка «Щ-201», по 15 — «Щ-203» и «М-55». Лодки новороссийского дивизиона принимали участие в навигационном обеспечении Керченско-Феодосийской десантной операции. Так «Щ-201» выставляла светящиеся буи, а позже дважды исполняла роль плавучего маяка. Подлодки были объектом пристального внимания врага. Например, при налете фашистской авиации на Новороссийск в ноябре 1941 года «Щ-201» получила около 20 осколочных пробоин в легком корпусе. Аналогичные повреждения были у нее и при налете в мае 1942 года. А в июне 1943 после успешной атаки на конвой противника, в результате которого был потоплен один из транспортов, «Щ-201» полтора часа преследовала корабли противника, сбросившие на лодку 31 глубинную бомбу. — Какие задачи ставились нашим лодкам? — Стоит выделить транспортные походы из Новороссийска в Севастополь, когда главная база флота была уже полностью блокирована с суши. Это самый критический период обороны Севастополя, когда военные грузы, боеприпасы, топливо и прочее ничем другим уже доставить было нельзя. В одном из походов «Щ-203» доставила 33 тонны боеприпасов и 30 тонн бензина, в другом — 26 тонн боеприпасов, 4 тонны продовольствия и 17 тонн бензина. При этом все погрузочно-разгрузочные работы, а из Севастополя большей частью вывозились раненые, выполнялись только ночью. Если за это время разгрузить не успевали, то лодка отходила в определенный район, ложилась на дно и дожидалась следующей ночи. — А какие-то учебные цели у лодок дивизиона сохранились? — Частично. Известно, что подводная лодка М-52 после своих восьми боевых походов в конце 1942 года была отправлена из Поти в Батуми, но не своим ходом, а на железнодорожной платформе, после чего спущена на воду и использовалась в качестве учебной. — Все ли лодки дивизиона пережили войну? — Из семи лодок дивизион потерял всего одну. Подлодка «Щ-203» в ночь на 26 августа 1943 года в районе мыса Урет была торпедирована и потоплена итальянской подводной лодкой «СВ-4». Место ее гибели обнаружено и исследовано водолазами в 1949 году. Позже «Щ-203» подняли и разделали на металл. Исследования показали, что все свои торпеды лодка израсходовала. Вместе с лодкой погибли 43 члена экипажа и ее бессменный командир с самого первого дня войны капитан 3-го ранга В. Немчинов. — Какая атака новороссийских подлодок оказалась самой эффективной? — Та, что произвела лодка «Щ-202». Находясь 28 апреля 1944 года в районе маяка Олинька, лодка произвела атаку конвоя противника, состоящего из 4-х транспортов, 1-го эсминца и 3-х тральщиков. При этом был потоплен транспорт водоизмещением 6000 тонн, а сама лодка ушла от преследователей. Менее чем через две недели экипаж этой же подводной лодки в районе Севастополя сумел потопить с дистанции 8 кабельтов десантную баржу водоизмещением около 2000 тонн. — Был ли отмечен наградами боевой путь какой-нибудь лодки? — Ордена Красной Звезды удостоилась лодка «Щ-201» в ноябре 1944 года. Это одна из 11 лодок Военно-морских сил, награжденных этим орденом. Также за боевые заслуги 6 лодок типа «Щ» («Щука») стали гвардейскими. Всего на боевом счету подлодок типа «Щ» 35% потопленного и поврежденного тоннажа противника. Лодки этого типа активно участвовали в Великой Отечественной войне. Всего их воевало 44, из которых 31 погибла.


Капитан 2-го ранга запаса, ветеран подводного флота Александр Призва провел исследование по истории отдельного учебного дивизиона подводных лодок, базировавшегося во время Великой Отечественной войны в Новороссийске. — К началу войны Черноморский флот являлся вторым по составу сил после Балтийского, — говорит Александр Призва. — На Черном море находились 44 подводные лодки из 212, входивших в состав Вооруженных сил страны. Тридцать семь подводных лодок базировались в Севастополе, а семь — в Цемесской бухте, они относились к Новороссийской военно-морской базе. В то время базой командовал капитан 1-го ранга Александров, а дивизионом подводных лодок командовал капитан 2-го ранга Петров. — Все лодки Новороссийского дивизиона находились в бухте? — Подводные лодки «М-51», «М-55», «Щ-203» к началу войны находились в текущем ремонте. В Херсоне на заводе им. Коминтерна заканчивала средний ремонт «М-54». Подводная лодка «Щ-202» в мае 1941 года закончила текущий ремонт в Феодосии, но с началом войны прибыла в Новороссийск. А вот «М-55» плановый ремонт до конца не прошла, но была введена в строй в начале ноября 1941 года, после чего перешла в Новороссийск. Из этого видно, что большая часть подводных лодок, а именно 4 из 7, находились в ремонте, но с началом войны ремонт их ускоренно был завершен, и все они прибыли к месту своего базирования. — Дивизион назывался учебным, а в военных действиях он принимал участие? — К патрулированию и боевым походам привлекались все лодки. Больше всего — 17 боевых походов — совершила лодка «Щ-201», по 15 — «Щ-203» и «М-55». Лодки новороссийского дивизиона принимали участие в навигационном обеспечении Керченско-Феодосийской десантной операции. Так «Щ-201» выставляла светящиеся буи, а позже дважды исполняла роль плавучего маяка. Подлодки были объектом пристального внимания врага. Например, при налете фашистской авиации на Новороссийск в ноябре 1941 года «Щ-201» получила около 20 осколочных пробоин в легком корпусе. Аналогичные повреждения были у нее и при налете в мае 1942 года. А в июне 1943 после успешной атаки на конвой противника, в результате которого был потоплен один из транспортов, «Щ-201» полтора часа преследовала корабли противника, сбросившие на лодку 31 глубинную бомбу. — Какие задачи ставились нашим лодкам? — Стоит выделить транспортные походы из Новороссийска в Севастополь, когда главная база флота была уже полностью блокирована с суши. Это самый критический период обороны Севастополя, когда военные грузы, боеприпасы, топливо и прочее ничем другим уже доставить было нельзя. В одном из походов «Щ-203» доставила 33 тонны боеприпасов и 30 тонн бензина, в другом — 26 тонн боеприпасов, 4 тонны продовольствия и 17 тонн бензина. При этом все погрузочно-разгрузочные работы, а из Севастополя большей частью вывозились раненые, выполнялись только ночью. Если за это время разгрузить не успевали, то лодка отходила в определенный район, ложилась на дно и дожидалась следующей ночи. — А какие-то учебные цели у лодок дивизиона сохранились? — Частично. Известно, что подводная лодка М-52 после своих восьми боевых походов в конце 1942 года была отправлена из Поти в Батуми, но не своим ходом, а на железнодорожной платформе, после чего спущена на воду и использовалась в качестве учебной. — Все ли лодки дивизиона пережили войну? — Из семи лодок дивизион потерял всего одну. Подлодка «Щ-203» в ночь на 26 августа 1943 года в районе мыса Урет была торпедирована и потоплена итальянской подводной лодкой «СВ-4». Место ее гибели обнаружено и исследовано водолазами в 1949 году. Позже «Щ-203» подняли и разделали на металл. Исследования показали, что все свои торпеды лодка израсходовала. Вместе с лодкой погибли 43 члена экипажа и ее бессменный командир с самого первого дня войны капитан 3-го ранга В. Немчинов. — Какая атака новороссийских подлодок оказалась самой эффективной? — Та, что произвела лодка «Щ-202». Находясь 28 апреля 1944 года в районе маяка Олинька, лодка произвела атаку конвоя противника, состоящего из 4-х транспортов, 1-го эсминца и 3-х тральщиков. При этом был потоплен транспорт водоизмещением 6000 тонн, а сама лодка ушла от преследователей. Менее чем через две недели экипаж этой же подводной лодки в районе Севастополя сумел потопить с дистанции 8 кабельтов десантную баржу водоизмещением около 2000 тонн. — Был ли отмечен наградами боевой путь какой-нибудь лодки? — Ордена Красной Звезды удостоилась лодка «Щ-201» в ноябре 1944 года. Это одна из 11 лодок Военно-морских сил, награжденных этим орденом. Также за боевые заслуги 6 лодок типа «Щ» («Щука») стали гвардейскими. Всего на боевом счету подлодок типа «Щ» 35% потопленного и поврежденного тоннажа противника. Лодки этого типа активно участвовали в Великой Отечественной войне. Всего их воевало 44, из которых 31 погибла.
Евгений ЛАПИН.
 Печать
14 раз(а) прочитаноКомментарии: 24

Вы не можете комментировать!

ВАЖНЫЕ НОВОСТИ

горячие новости всех разделов
Понедельник, 1 Август 2011

Rap в эфире 2011

24 августа в Геленджике (клуб «Formula») пройдет финал фестиваля «Rap в эфире». Хэдлайнеры: Noize MC, Каста, Ассаи, АК 47! Концепция фестиваля «Rap в эфире 2011» станет традиционной: отборочный конкурс будет проводиться в...

Читать все новости


 
  





Copyright © 2009 - 2011 Cimes All rights reserved | Powered by CMS Status-X v1.04