В обход два километра
В первый рабочий день после праздника в редакцию обратилась наша постоянная читательница Солтан Мельник и сообщила, что накануне житель района перекрыл дорогу, и сейчас она и еще с десяток собственников частных домов не могут нормально ни подъехать, ни выехать со своих участков. Мало того, в праздничный день ей пришлось нести больного ребенка на руках почти с километр до машины «Скорой помощи».
Выехав на место, ваш корреспондент самолично убедился в том, что в районе выстроено много частных домов, а дорога действительно перекрыта высыпанными кучами песка из большегрузных автомобилей.
— В этом районе с двумя детьми я проживаю уже четыре года. Проблемы с перекрытием дороги начались еще в прошлом году, — проводя экскурсию по микрорайону, рассказала Солтан Ильясовна. — Хозяин дома № 25 утверждает, что проезжая часть проложена через его земельный участок еще с 2001 года. И предлагает добираться до нашего дома по объездному пути. Только по нему на «КамАЗе» проехать можно, а вот пожарные, а уж тем более «скорая» точно не проедут.
И действительно, объездной путь, по которому можно добраться до дома женщины, как минимум два километра. При этом необходимо еще подняться по весьма крутому подъему, который, как мне показалось, находится под углом 90 градусов.
— Это сейчас еще сухо, а когда идет дождь, этот подъем полностью размывает, и добраться по нему практически невозможно, — продолжила Солтан. — А этого деятеля, нашего соседа, как он нам заявил, совсем не волнует, как людям добираться. Представить не могу, как дети будут в школу ходить. А проживает ребятни в этом районе очень много.
Как пояснила Солтан Мельник, еще до начала строительства их дома в кадастровой службе им выдали план, в котором четко были определены границы дороги. И о том, что она проходит через чью-либо собственность, ничего сказано не было.
Все на законных основаниях
Пока свою историю вещала Солтан, к нам подошла семейная пара, перегородившая проезжую часть. Представившись, они показали пакет документов, в которых четко прописано, что никакая дорога здесь не проходит и земельный участок реально принадлежит им.
— С 2001 года мы взяли этот участок. В 2005 году по решению Приморского районного суда он был официально предоставлен нам под огород, — начала свой рассказ Валерия Ткачева. — Изначально было выделено 12,75 сотки. Мы регулярно вносили арендную плату и продлевали договор. Я — мама пятерых детей, и в 2010 году, после принятия закона о выделении многодетным семьям земельных участков под индивидуальное строительство, мы обратились в администрацию с заявлением о предоставлении земли под строительство дома. Нам предложили подготовить пакет документов, сделать топосъемку, межевание, после чего и предоставили 10 соток. К тому же мы были самыми первыми в этом районе. Кроме свалки строительного мусора и спортивной площадки, здесь больше ничего не было. Лишь спустя некоторое время словно грибы начали расти частные дома.
Как отметила Валерия Дмитриевна, каждый документ согласовывали в администрации города согласно действующему законодательству.
— Мы — многодетная семья, и возможности возвести за короткий срок дом у нас не было. Установленные ограждения постоянно кто-то сносил. А когда мы завершили строительство, здесь уже накатали дорогу.
Законные владельцы земельного участка считают, что в данный момент объездной путь есть, и если приложить усилия и довести его до ума, то особых сложностей, чтобы добраться по нему аварийной спецтехнике, пожарным или «скорой», не возникнет.
— Мы готовы совместно с владельцами других участков оборудовать объезд. Мало того, мы предлагали соседям сделать новый съезд. Но для этого необходимо не только наше желание, но и других собственников, — объяснил Евгений Ткачев. — Просто так отдавать почти две сотки нашей земли мы не станем. Если чиновники из администрации примут какое-либо законное решение о новых границах, мы его рассмотрим. А до этого момента ездить или ходить через наш участок — не позволим, — категорично заявил собственник.
Чиновничий недодел
Так по чьей вине собственники земельных участков ополчились друг на друга и не идут на уступки?
Чуть больше года назад Солтан Мельник вместе со своей мамой Людмилой Гараджаевой обратились в администрацию Новороссийска с просьбой разобраться с тем, почему по одним документам дорога есть, а по другим — нет. Именно тогда семья Ткачевых оповестила всех о том, что планирует перекрыть дорогу.
В июне 2015 года из администрации семье Мельник пришло официальное письмо за подписью заместителя главы города Игоря Дяченко, в котором сказано: «Ранее при формировании земельного участка ГУП КК „Новороссийский земельный центр“ была допущена ошибка в части конфигурации земельного участка, расположенного в г. Новороссийске, пер. Лангового, район жилого дома № 25». Далее описывается, какие действия будут предприняты администрацией города, чтобы исправить оплошность. Но самое главное, сказано, что готовится проект постановления для утверждения схемы в новых границах.
Спустя год хозяева участка, как и предупреждали, перекрыли дорогу, так как о каких-либо изменениях и постановлениях они не имели понятия, в известность об этом их никто так и не поставил. Зато дорожно-земельная война ужесточилась и вышла на новый уровень. Ведь кроме Солтан Мельник, заложниками оказались три семьи, а это порядка 15 человек, проживающих на постоянной основе. Остановилось и строительство 11 новых домов, так как подвозить туда стройматериалы нет никакой возможности.
Пока гром не грянет
Кстати, когда корреспондент общался с соседями, обещанная жителям комиссия из администрации так и не объявилась. Зато на следующий день в переулок Лангового добрался заместитель начальника управления имущественных и земельных отношений Сергей Караев. Вместе с Солтан Мельник он прошелся по тому же пути, что и я. Чиновник пообещал: в ближайшее время ситуация с дорогой будет улажена и администрация города поможет обустроить проезжую часть.
Добавлю от себя: возможно, если бы многодетная семья Ткачевых не пошла на радикальные меры, из-за которых пострадали невинные люди, проблема с этим участком так и оставалась бы в подвешенном состоянии.
«НР» обещает следить за развитием ситуации.