Новороссийские новости
Быстрый переход:
Новороссийск был оглушен децибелами добра и зла
БаХФР, 14 ЭЮпСап 2012, [10:49], novorab.ru
Двадцать пять лет назад в Новороссийске при поддержке «НР» проходил рок-фестиваль «Мир – музыка – молодежь», собравший многих кумиров и популярные группы тех лет.
Середина 80-х годов прошлого века была временем «стадионного рока». Музыка молодых вышла из-под неофициального запрета и хлынула на самые большие концертные площадки страны. Фестивальной сценой в Новороссийске стала площадь Центрального стадиона.
Такой поворот в сторону массового слушателя был следствием общей ситуации в стране: перестройка, гласность и т.д. Новороссийцы открыли для себя новый мир. Одно перечисление групп, выступивших на фестивале, и поныне означает, что мероприятие было вовсе не рядовое. На стадионе играли «Ария», «Мастер», «Форум», «Галактика», «Браво», «Рондо», «Лотос», «Круг», «ЭВМ», Владимир Кузьмин, Константин Никольский, Игорь Сандлер, Александр Морозов и другие. К началу 90-х годов каждая из этих групп имела статус суперпопулярных, знакомых всем любителям рока по магнитоальбомам и официальным дискам, выпущенным на единственной в стране фирме грамзаписи «Мелодия».
Кстати, в список организаторов фестиваля, наравне с краевым управлением культуры и филармонией при участии Новороссийского городского комитета защиты мира, попала и газета «Новороссийский рабочий», открывшая на своих страницах постоянную рубрику «Рок-лаборатория».
А шары улетели
В нескольких концертах фестиваля принял участие Новороссийский театр кукол, который возглавлял Сергей Коваленко.
– Мы были единственными новороссийцами, кто выступал на этом фестивале, – вспоминает Сергей Коваленко. – Нас встречали как настоящих звезд, равных остальным участникам. Кроме того, я принял участие в оформлении фестиваля. В центре поля установили три больших шара, на которых было написано название фестиваля: «Мир», «Музыка», «Молодежь». На закрытии мероприятия шары должны были взлетать в небо. Была даже договоренность с пограничниками, которые обещали осветить улетающие в небо шары своими прожекторами. Но нашлись несколько очень любопытных членов горкома комсомола, совавших свой нос во все дыры. В результате шары улетели в небо не во время закрытия, а днем, за несколько часов до этого. А из участников фестиваля мне больше всех запомнился Владимир Кузьмин, к тому времени известный исполнитель, лидер группы «Динамик», прославившийся еще и дуэтом с Аллой Пугачевой. Нормальный простой парень, без всяких звездных закидонов.
За «Арию» голосовал даже норд-ост
Одним из главных событий новороссийского фестиваля было участие в нем группы «Ария». Созданная в 1986 году группа быстро стала одним из лидеров советского рока. За год до этого «Ария» становилась победителем I фестиваля рок-музыки в Новороссийске, и в 1987 году ее уже ждали новороссийские поклонники. Популярным местом в городе стал вход в магазин с вывеской «Кулинария». Норд-остом была оторвана часть вывески с первыми пятью буквами, и получилось «ария».
В составе «Арии» образца 1987 года были музыканты, имена которых знает любой поклонник тяжелого рока: Валерий Кипелов, Владимир Холстинин, Сергей Маврин, Виталий Дубинин.
Приезжавший недавно в Новороссийск Валерий Кипелов вспоминал о том времени, как о золотом периоде. Это было время «Рок-панорамы» – так назывался крупнейший смотр всего, что есть в советском роке. На волне «Рок-панорамы» были организованы и фестивальные концерты в Новороссийске.
История создания «Арии» давно уже стала легендой отечественного рока. Недаром вышедшую в 2001 году книгу о группе назвали «Ария»: Легенда о динозавре». Таким человеком-легендой на фестивале в Новороccийске был Виктор Векштейн, благодаря которому «Ария» была первым официальным коллективом, игравшим музыку в жанре Heavy metal в Советском Союзе.
К моменту начала фестиваля 1987 года в Новороссийске первоначальный состав группы «Ария» развалился. Ушедшие из коллектива образовали трэш-метал-группу «Мастер», первой записавшую на диск известный хит «Арии» «Воля и разум», от которого сходили с ума новороссийские зрители. Стадионные эмоции действительно зашкаливали. Непосвященному могло показаться, что он присутствует на каком-то шабаше, к тому же символическая Лысая гора находилась не так уж и далеко.
На концертах зажигали спички, размахивали зажигалками, танцевали, рвались на сцену и делали еще многое из того, что возбуждало как зрителей, так и музыкантов.
Вокалист «Мастера» Михаил Серышев через несколько лет записал партии Христа в русской версии рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». К тому времени уже не было в живых отца-основателя «Арии» Виктора Векштейна. По официальной версии он задохнулся в собственном гараже от выхлопных газов личного «Мерседеса».
– В ВИА «Лейся песня» я пел шлягеры, – вспоминал Валерий Кипелов. – Только представьте – «Обручальное кольцо» и тому подобные песни. Вскоре почувствовал, что не могу через эти песни выразить себя, свою душу. Вот так и пришел в рок. Это именно та музыка, которая борется против равнодушия, как я считаю, главной опасности, что может погубить человечество.
«Новороссийский рабочий» назвал лучших
На страницах нашей газеты в дни фестиваля публиковался хит-парад, составленный по читательским откликам, в котором среди лучших групп назывались «Ария», «Форвард» и «ЭВМ». Определялись и худшие группы, собиравшие больше голосов против, чем за.
Итоговый хит-парад «НР» выглядел таким образом:
«Форвард» – 277 голосов,
«Ария» – 255,
«ЭВМ» – 99,
«Стайер» – 95,
«Секрет» – 89.
Как сообщала газета, с первого места «Арию» сместило письмо молодых работников швейной фабрики и комсомольцев города, содержавшее 70 голосов, отданных за «Форвард».
Вообще же на страницах газеты развернулась самая настоящая дискуссия о взглядах на рок-музыку, о потерянном поколении, о том, чем живет современная молодежь. В рамках дискуссионного рок-клуба «НР» на фестивале «Мир – музыка – молодежь» была опубликована большая статья «Децибелы зла», выражавшая мнение ветеранов войны и труда.
Публикация уважаемых ветеранов, подкрепленная цитатой из выступления Михаила Горбачева на январском пленуме ЦК КПСС, содержала жесткую критику рок-музыки. «Можно ли вообще говорить о роке как о музыке?» – задавали вопрос ветераны.
Чтобы авторов письма не считали каким-то ретроградами, они признались, что сами являются поклонниками творчества Утесова, Цфасмана, Рознера, Лундстрема. Критикуя музыку, пришедшую с Запада, они приводили выдержку из статьи М.Горького «О музыке толстых»: «Это напоминает кусок грязи, падающий в чистую прозрачную воду. Дикий визг, свист, грохот, вой, рев, треск, нечеловеческие голоса, напоминающие лошадиное ржание, хрюканье свиньи, вопли ослов, кваканье лягушки. Весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков, подчиняющийся ритму, не позволяет разобрать, а что же играет оркестр».
В общем, все, как в известной фразе – «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь».
Эта публикация вызвала шквал читательских откликов. Вот только одни заголовки: «Децибелы добра», «После «Арии» гитарами не машут», «Нам нужен другой фестиваль», «Децибелы понимания», «Уроки рока», «Почему не фольклор?». Свои мнения высказали представители Краснодарской филармонии – главные организаторы фестиваля Владимир и Людмила Шалагины, Владимир Малов.
Время, когда уйма подростков и даже взрослых просто-напросто перелезала через забор и штурмовала стадион, давно уже стало историей. Безбилетники сметали бабушек-контролеров, стоявших на входе. А всего таких «рок-зайцев» на каждый концерт собиралось до 500 человек. Вопрос порядка на фестивале разбирался на заседании горкома партии.
Большие публикации о рок-фестивале разместили на своих страницах молодежные газеты края и страны – «Комсомолец Кубани» и «Комсомольская правда».
По мнению главной «молодежки» страны, повышенное внимание к рок-музыке «вызвано духовным неблагополучием, девальвацией системы ценностей в жизни и искусстве. Отечественный рок – явление социальное».
Евгений ЛАПИН.
11 МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ О НОВОРОССИЙСКОМ РОК-ФЕСТИВАЛЕ
Фестиваль «Мир – музыка – молодежь», на котором выступили более 170 музыкантов, проходил с 12 июля по 9 августа 1987 года. Из-за протяженности мероприятие часто называли рок-марофоном. Средства от некоторых концертов фестиваля были перечислены в Фонд мира.
Рекорд посещаемости на фестивале установила рок-группа «Ария», все четыре выступления которой прошли с аншлагами. На их концерты было продано более 8 тысяч билетов.
«Фестиваль дал редчайшую возможность любителям рока услышать различные группы, работающие в этом стиле. Фестиваль дал возможность обмениваться мнениями. Творчество, музыка стали темой бесчисленных разговоров дома, на работе, в транспорте. Уже за одно это спасибо тебе, фестиваль». В.Малов, музыковед, режиссер Краснодарской филармонии.
«Зачем весь этот спор о том, какая музыка лучше? Ведь никто не спорит о том, какие книги лучше – «Война и мир» или «Телефонный справочник». И.Манченко, воспитатель детского сада.
«Рок-музыка – это зараза, которая пока неизлечима. Это нравственный СПИД. Это средство одурманивания молодых людей. Это почва, на которой может расти все что угодно, от наркомании до проституции, измены Родины, уголовных преступлений». Сергей Михалков, Герой социалистического труда.
Мало кто знает, что в фестивальной программе в Новороссийске участвовал и известный ныне певец – народный артист России Николай Расторгуев, выходивший на сцену в составе группы «Скетч». Кстати, в конце 70-х годов Росторгуев был в одном ансамбле с Валерием Кипеловым – ныне забытом ВИА «Шестеро молодых».
Группа «Секрет» была удостоена специального приза. В Новороссийске ей вручили гитару, сделанную из металла по специальному заказу на заводе ЖБИ. Весила гитара порядка 20 килограммов.
Оргкомитетом было учреждено несколько фестивальных призов. Главный приз вручили руководителю группы «Ария» Виктору Векштейну. Но были и другие награды – «Приз за публицистичность» и даже «Приз милицейских симпатий».
К началу фестиваля 5-тысячным тиражом был издан специальный буклет, в оформлении которого приняли участие несколько городских художников. Подъем флага фестиваля проходил под фонограмму песни Джона Леннона «Представь себе». Старшеклассники оставляли в редакции «Новороссийского рабочего» свои телефоны, по которым можно было звонить в любое время, если только понадобится какая-то помощь.
Одним из минусов фестиваля было низкое качество звуковой аппаратуры, поэтому зрители с трудом разбирали даже четверть текстов песен.
По данным интернет-сайта www.novorosrock.livejournal.com, сохранилась запись группы «Ария», сделанная на новороссийском фестивале. Всего три песни. Но они помогут представить ту атмосферу, что царила на фестивале. Найти записи можно, набрав в поисковике «Новороссийский рок с древнейших времен».
Вы не можете комментировать!
ВАЖНЫЕ НОВОСТИ
горячие новости всех разделовПонедельник, 1 Август 2011
Rap в эфире 2011
24 августа в Геленджике (клуб «Formula») пройдет финал фестиваля «Rap в эфире». Хэдлайнеры: Noize MC, Каста, Ассаи, АК 47! Концепция фестиваля «Rap в эфире 2011» станет традиционной: отборочный конкурс будет проводиться в...
- 26/07/10
- 26/07/10