Новороссийские новости
Быстрый переход:
Крейсер остался на плаву
ЗХвТХаУ, 29 ЭЮпСап 2012, [12:56], novorab.ru
![Крейсер остался на плаву](/uploads/media/25/7098_1.jpg)
Крейсер «Михаил Кутузов» изменил свой статус. Теперь этот прославленный корабль Черноморского флота, выполнявший в пору своей боевой юности в том числе и дипломатические миссии, стал филиалом Центрального военно-морского музея. Военные уступили место экскурсоводам. Корреспонденты «НР» отправились на борт крейсера, чтобы узнать, чем он живет сегодня.
![Крейсер остался на плаву](/uploads/media/25/7098_2.jpg)
![Крейсер остался на плаву](/uploads/media/25/7098_3.jpg)
![Крейсер остался на плаву](/uploads/media/25/7098_4.jpg)
![Крейсер остался на плаву](/uploads/media/25/7098_5.jpg)
На палубе нас встретил капитан корабля боевой славы «Михаил Кутузов» – заведующий филиалом Центрального военно-морского музея Сергей НАЗАРОВ. На крейсере он далеко не новичок, так как служил на нем старшим помощником командира корабля и отсюда в 2010 году уволился в запас.
– С 1 августа этого года воинская часть 99005 была преобразована в филиал ФГУ Министерства обороны РФ «Центральный военно-морской музей-корабль боевой славы «Михаил Кутузов». Два месяца формировался экипаж из гражданских специалистов и осуществлялся прием-передача имущества, – рассказал капитан. – В начале ноября военные моряки оставили крейсер, причем сделали это мирно, без всяких громких заявлений о нежелании покинуть корабль, как происходило примерно в ту же пору на «Авроре». Так получилось, что все матросы срочной службы на «Кутузове» уже отслужили к ноябрю положенный срок и с корабля отправились прямо домой.
Кто не в курсе, экипаж крейсера «Аврора» долго не хотел покидать свой корабль и сходить на берег. За матросами даже приехал спецтранспорт, чтобы увезти их в Выборг для дальнейшего прохождения службы. Однако военные моряки стояли на своем, утверждая, что это не забастовка и не акция протеста, а, скорее, дань уважения легендарному судну, пережившему несколько войн и революций.
Напомню, что еще 26 декабря 2010 года по распоряжению министра обороны Ленинградская военно-морская база передала крейсер «Аврора» Центральному военно-морскому музею. Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга дважды обращались к президенту России с просьбой отменить этот приказ и вернуть «Аврору» в состав Военно-морского флота России. Однако, как заявил главком ВМФ Виктор ЧИРКОВ, судьба легендарного корабля уже решена и не может быть пересмотрена.
А «Михаил Кутузов» за годы своей стоянки на морвокзале стал визитной карточкой Новороссийска. Еще год назад «НР» писал о том, что на крейсере побывал уже 500-тысячный посетитель, к сегодняшнему дню по его палубе наверняка прошло около миллиона человек. И несмотря на то, что жизнедеятельность крейсера теперь поддерживают гражданские люди, свою активную музейную миссию он не прекратил, говорит Сергей Назаров. Если сказать точнее, то на корабле трудятся сейчас в основном бывшие военные моряки, либо те, кто близок к морскому делу. А уж совсем новичков для обретения необходимых навыков отправляют в Южный региональный центр переподготовки.
– В штате у нас предусмотрено 58 человек, – говорит Сергей Алексеевич, – но пока набрали 32. Это матросы, специалисты по музейной деятельности, маляры, инженерно-технический состав.
Оклады у нынешнего экипажа – как у работников культуры, скромные, не скрывает завфилиалом, но многими движет желание помочь крейсеру остаться на плаву.
Не в обиду будет сказано капитану и его экипажу, но, когда-то грозный, «Михаил Кутузов» вызывает сейчас откровенное чувство жалости: дырявая в некоторых местах палуба, облупившаяся на обшивке и деталях краска. В общем довольно мрачный вид. Не зря среди новороссийцев ходил какое-то время упорный слух о том, что крейсер спишут на металлолом.
Меж тем Сергей Назаров верит, что судьба корабля решена окончательно, и относится к нему не иначе, как к живому существу.
– Крейсер «Михаил Кутузов» – большой молодец, он все понимает, – с особым чувством утверждает капитан. – Десять лет его только лишь подкрашивали, а он терпеливо ждал, зная, что Родина-мать его все равно любит. Просто не находилось средств на его содержание.
К сожалению, корабль за десять лет не прошел ни одного профилактического ремонта. И его ватервейсы пропускают воду, когда идут дожди, не говоря о других накопившихся с годами проблемах.
На 2013 год уже составлены планы и смета по поддерживающему ремонту, обнадежил Сергей Назаров. Запланирована частичная замена палубного настила, покраска корпуса корабля, ремонт фундаментов надстроек. Но в первую очередь отремонтируют те самые дырявые ватервейсы (для несведущих в морском деле – это канавки, по которым должна стекать палубная вода – авт.).
Но экскурсии на крейсере проходят ежедневно, даже в некурортное время. Приезжают санаторные группы из Геленджика, Анапы, Туапсе и других городов, приходят гости новороссийцев. Причем, если захотят посмотреть крейсер всего несколько человек, то и для них обязательно проведут экскурсию по кораблю. Как сообщил капитан Сергей Назаров, крейсер-музей работает каждый день, кроме понедельника, с 10 до 17 часов.
Матрос Владимир ПАЛЬДЕЕВ провел нас, корреспондентов, почти до самой верхней точки корабля. Чуть позже мы услышали о ней из уст экскурсовода Александра ЛАПТЕВА, который водил по крейсеру юных экскурсантов из анапского санатория «Бимлюк».
– Верхняя точка называется клотик, – указал наверх увлеченный своим рассказом Лаптев. За движениями его руки внимательно следили с палубы дети. – От воды до клотика – 52,5 метра, а до киля корабля – целых 60!
Расстояние – грандиозное, и мысленно его измерить получилось не сразу.
Сергей Назаров меж тем сообщил, что сегодня крейсер выполняет функцию военно-технического музея, где посетители знакомятся с техникой и вооружением корабля, бытом личного состава 1950-х годов. Прежняя передвижная экспозиция, в которую входят модели кораблей, военно-морские знамена, архивные фотодокументы и прочее, будет развернута после ремонта.
Но «в пушку затолкать бычок», как в той песне, здесь, к счастью, не получится. Башня главного калибра, которую не только удалось потрогать руками, но и заглянуть в ее нутро, ухожена, смазана и находится под присмотром.
Безусловно, крейсер-музей требует немалых финансовых вливаний. Это огромный и сложный живой механизм. И очень хочется верить, что все планы и надежды нынешнего экипажа оправдаются, и «Михаил Кутузов» получит новую жизнь.
Гордый крейсер, занесенный ЮНЕСКО в список сорока известнейших кораблей-музеев мира, не должен оставаться жалким подобием прославленного корабля. Он должен быть достойным своего высокого звания. Думаю, что жители города-героя с этим согласятся.
Оксана МАШКАРОВА.
Вы не можете комментировать!
ВАЖНЫЕ НОВОСТИ
горячие новости всех разделовПонедельник, 1 Август 2011
Rap в эфире 2011
24 августа в Геленджике (клуб «Formula») пройдет финал фестиваля «Rap в эфире». Хэдлайнеры: Noize MC, Каста, Ассаи, АК 47! Концепция фестиваля «Rap в эфире 2011» станет традиционной: отборочный конкурс будет проводиться в...
- 26/07/10
- 26/07/10