Новороссийские новости

Крейсер остался на плаву

ЗХвТХаУ, 29 ЭЮпСап 2012, [12:56], novorab.ru
Крейсер остался на плаву
Крейсер «Михаил Кутузов» изменил свой статус. Теперь этот прославленный корабль Черноморского флота, выполнявший в пору своей боевой юности в том числе и дипломатические миссии, стал филиалом Центрального военно-морского музея. Военные уступили место экскурсоводам. Корреспонденты «НР» отправились на борт крейсера, чтобы узнать, чем он живет сегодня. 

  Крейсер остался на плаву   Крейсер остался на плаву   Крейсер остался на плаву   Крейсер остался на плаву
На палубе нас встретил капитан корабля боевой славы «Михаил Кутузов» – заведующий филиалом Центрального военно-морского музея Сергей НАЗАРОВ. На крейсере он далеко не новичок, так как служил на нем старшим помощником командира корабля и отсюда в 2010 году уволился в запас. 
– С 1 августа этого года воинская часть 99005 была преобразована в филиал ФГУ Министерства обороны РФ «Центральный военно-морской музей-корабль боевой славы «Михаил Кутузов». Два месяца формировался экипаж из гражданских специалистов и осуществлялся прием-передача имущества, – рассказал капитан. – В начале ноября военные моряки оставили крейсер, причем сделали это мирно, без всяких громких заявлений о нежелании покинуть корабль, как происходило примерно в ту же пору на «Авроре». Так получилось, что все матросы срочной службы на «Кутузове» уже отслужили к ноябрю положенный срок и с корабля отправились прямо домой. 
Кто не в курсе, экипаж крейсера «Аврора» долго не хотел покидать свой корабль и сходить на берег. За матросами даже приехал спецтранспорт, чтобы увезти их в Выборг для дальнейшего прохождения службы. Однако военные моряки стояли на своем, утверждая, что это не забастовка и не акция протеста, а, скорее, дань уважения легендарному судну, пережившему несколько войн и революций.
Напомню, что еще 26 декабря 2010 года по распоряжению министра обороны Ленинградская военно-морская база передала крейсер «Аврора» Центральному военно-морскому музею. Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга дважды обращались к президенту России с просьбой отменить этот приказ и вернуть «Аврору» в состав Военно-морского флота России. Однако, как заявил главком ВМФ Виктор ЧИРКОВ, судьба легендарного корабля уже решена и не может быть пересмотрена.
А «Михаил Кутузов» за годы своей стоянки на морвокзале стал визитной карточкой Новороссийска. Еще год назад «НР» писал о том, что на крейсере побывал уже 500-тысячный посетитель, к сегодняшнему дню по его палубе наверняка прошло около миллиона человек. И несмотря на то, что жизнедеятельность крейсера теперь поддерживают гражданские люди, свою активную музейную миссию он не прекратил, говорит Сергей Назаров. Если сказать точнее, то на корабле трудятся сейчас в основном бывшие военные моряки, либо те, кто близок к морскому делу. А уж совсем новичков для обретения необходимых навыков отправляют в Южный региональный центр переподготовки.
– В штате у нас предусмотрено 58 человек, – говорит Сергей Алексеевич, – но пока набрали 32. Это матросы, специалисты по музейной деятельности, маляры, инженерно-технический состав.
Оклады у нынешнего экипажа – как у работников культуры, скромные, не скрывает завфилиалом, но многими движет желание помочь крейсеру остаться на плаву. 
Не в обиду будет сказано капитану и его экипажу, но, когда-то грозный, «Михаил Кутузов» вызывает сейчас откровенное чувство жалости: дырявая в некоторых местах палуба, облупившаяся на обшивке и деталях краска. В общем довольно мрачный вид. Не зря среди новороссийцев ходил какое-то время упорный слух о том, что крейсер спишут на металлолом.
Меж тем Сергей Назаров верит, что судьба корабля решена окончательно, и относится к нему не иначе, как к живому существу.
– Крейсер «Михаил Кутузов» – большой молодец, он все понимает, – с особым чувством утверждает капитан. – Десять лет его только лишь подкрашивали, а он терпеливо ждал, зная, что Родина-мать его все равно любит. Просто не находилось средств на его содержание.
К сожалению, корабль за десять лет не прошел ни одного профилактического ремонта. И его ватервейсы пропускают воду, когда идут дожди, не говоря о других накопившихся с годами проблемах.
На 2013 год уже составлены планы и смета по поддерживающему ремонту, обнадежил Сергей Назаров. Запланирована частичная замена палубного настила, покраска корпуса корабля, ремонт фундаментов надстроек. Но в первую очередь отремонтируют те самые дырявые ватервейсы (для несведущих в морском деле – это канавки, по которым должна стекать палубная вода – авт.).
Но экскурсии на крейсере проходят ежедневно, даже в некурортное время. Приезжают санаторные группы из Геленджика, Анапы, Туапсе и других городов, приходят гости новороссийцев. Причем, если захотят посмотреть крейсер всего несколько человек, то и для них обязательно проведут экскурсию по кораблю. Как сообщил капитан Сергей Назаров, крейсер-музей работает каждый день, кроме понедельника, с 10 до 17 часов.
Матрос Владимир ПАЛЬДЕЕВ провел нас, корреспондентов, почти до самой верхней точки корабля. Чуть позже мы услышали о ней из уст экскурсовода Александра ЛАПТЕВА, который водил по крейсеру юных экскурсантов из анапского санатория «Бимлюк».
– Верхняя точка называется клотик, – указал наверх увлеченный своим рассказом Лаптев. За движениями его руки внимательно следили с палубы дети. – От воды до клотика – 52,5 метра, а до киля корабля – целых 60!
Расстояние – грандиозное, и мысленно его измерить получилось не сразу.
Сергей Назаров меж тем сообщил, что сегодня крейсер выполняет функцию военно-технического музея, где посетители знакомятся с техникой и вооружением корабля, бытом личного состава 1950-х годов. Прежняя передвижная экспозиция, в которую входят модели кораблей, военно-морские знамена, архивные фотодокументы и прочее, будет развернута после ремонта.
Но «в пушку затолкать бычок», как в той песне, здесь, к счастью, не получится. Башня главного калибра, которую не только удалось потрогать руками, но и заглянуть в ее нутро, ухожена, смазана и находится под присмотром.
Безусловно, крейсер-музей требует немалых финансовых вливаний.   Это огромный и сложный живой механизм. И очень хочется верить, что все планы и надежды нынешнего экипажа оправдаются, и «Михаил Кутузов» получит новую жизнь.
Гордый крейсер, занесенный ЮНЕСКО в список сорока известнейших кораблей-музеев мира, не должен оставаться жалким подобием прославленного корабля. Он должен быть достойным своего высокого звания. Думаю, что жители города-героя с этим согласятся.
Оксана МАШКАРОВА.
 Печать
14 раз(а) прочитаноКомментарии: 24

Вы не можете комментировать!

ВАЖНЫЕ НОВОСТИ

горячие новости всех разделов
Понедельник, 1 Август 2011

Rap в эфире 2011

24 августа в Геленджике (клуб «Formula») пройдет финал фестиваля «Rap в эфире». Хэдлайнеры: Noize MC, Каста, Ассаи, АК 47! Концепция фестиваля «Rap в эфире 2011» станет традиционной: отборочный конкурс будет проводиться в...

Читать все новости