Новороссийские новости

Батрачили, но город не накормили

БаХФР, 12 ФХЪРСап 2012, [12:08], novorab.ru
Батрачили, но город не накормили
С исследовательской работой «Новороссийский район в период коллективизации» выступила на недавних ХIV Фелицинских чтениях в Краснодаре заведующая отделом истории Новороссийского исторического музея-заповедника Лидия Рыбина.
В начале 20-х годов прошлого века Черноморская губерния с центром в Новороссийске была преобразована в Черноморский округ, в состав которого включено семь районов: Анапский, Новороссийский, Геленджикский, Туапсинский, Сочинский, Крымский и Шапсугский.
В 1924 году был создан Новороссийский укрупненный сельский совет. Все крестьянское население было поделено на три категории: бедняки, середняки и кулаки.
Коллективизация сельского хозяйства в Новороссийском районе, отмечает Лидия Рыбина, была длительным и сложным процессом. Фактически она началась сразу после Октябрьской социалистической революции, после принятия знаменитого «Декрета о земле». Однако главные события в стране и в районе начались в самом конце 1927 года, после XV съезда ВКП(б), который провозгласил курс на коллективизацию.
В ходе коллективизации создавались крупные предприятия – совхозы, главным образом на государственных землях, на базе национализированных помещичьих хозяйств. Однако удельный вес совхозов был невелик. В Новороссийске такие совхозы были созданы в Абрау-Дюрсо, Мысхако и на Шесхарисе, которые имели виноградно-винодельческую направленность.
Самыми нежизнеспособными объединениями оказались коммуны. К концу 20-х годов они преобразовались в иные формы хозяйства. Практика показала, что основной формой коллективного хозяйства стала артель.
По состоянию на 1 января 1928 года в Черноморском округе было создано 95 коллективных хозяйств. Больше всего – 30 – в Анапском районе. В Новороссийском – всего 7. Из них было 4 артели и 3 товарищества по совместной обработке земли.
Особенность сельского хозяйства Черноморского округа состояла в том, что интенсивные культуры (табачные, садово-виноградные, огородные) требовали большого количества наемного труда с апреля по декабрь. Батраки работали в частных и государственных хозяйствах. Их интересы защищали батрацкие комитеты сельхозрабочих.
В одном из докладов сельскохозяйственный инспектор писал о нарушениях охраны труда и иных проблемах: «Сезонные рабочие размещаются в казармах, оборудованных топчанами и кроватями, в большой скученности». Также отмечались несвоевременная выдача спецодежды, увеличение продолжительности рабочего дня, отсутствие электроосвещения и другие нарушения.
Правительство в то время использовало различные виды помощи бедноте, которые, впрочем, не давали положительных результатов. Так, например, было с кредитованием крестьянских хозяйств. Большинство бедняков боялись залезать в долги, зная, что расплачиваться будет нечем. Если в марте крестьянин брал кредит на покупку лошади (230 рублей), то срок его возврата был 1 сентября. Проработав весну и лето, он мог продать лошадь за 200 рублей, наработав у себя в хозяйстве на 70-100 рублей.
Но продавать лошадь было крайне не выгодно, так как нужно было производить осеннюю пахоту, по окончании которой цена на животное падала до 150 рублей. При такой господдержке крестьянин ничего не выигрывал. И оставался безлошадным.
Некоторые бедняки отказывались вступать в кооперацию, узнав, что для этого надо заплатить дополнительно 2 рубля 50 копеек. Даже такие деньги были далеко не у всех.
Через год в Новороссийском районе уже существовало 74 хозяйства. Однако процент коллективизации был невелик. В районе он составил всего 7,1%, а в округе и того меньше – 5,1%.
Социальный состав членов колхозов выражался в следующих цифрах:
– бедняков – 67,9%,
– середняков – 29,3%,
– зажиточных – 2,8%.
Бедняков больше всего было в коммунах и артелях, середняки преобладали в товариществах по обработке земли (ТОЗах), виноградарских и табачных колхозах. При этом размеры колхозов были крайне незначительны, в среднем по округу – чуть больше 10 семей на один колхоз.
К концу 1929 года в районе было уже 18 колхозов площадью 331 га. Всего в то время в районе проживало 1199 семей. Однако многие из них занимались различными промыслами: рыболовством, заготовкой леса или же работали в городе. Непосредственно в сельском хозяйстве было занято 556 семей. Таким образом, в Новороссийском районе в колхозах работало 34% семей. Это был самый высокий процент в округе. На втором месте был Анапский район – 17,9%.
По установленным признакам колхозы в нашем районе распределились в следующем порядке: ТОЗы – 11, артели – 6, коммуны – 1. Самыми крупными колхозами на конец 1929 года были «Красная Борисовка» – 70 семей и «Южная Озерейка» – 52 семьи.
Наряду с колхозами существовало 60 «кулацких» хозяйств, имевших 175 га земли.
Завершить коллективизацию в Черноморском округе планировали к весне 1931 года. В этот период обострилась классовая борьба. Кулацким хозяйствам предлагалось отводить худшие, дальние земли, а землепользование подчинить общему колхозному севообороту. Их лишали права пользования тракторами, к ним применяли закон о штрафах. Например, еще в 1928 году предполагалось получить с крестьянских хозяйств 12 тысяч 271 пуд хлеба, 1 тысячу 431 пуд в качестве штрафа и 7 тысяч 249 рублей деньгами. Для обеспечения наложенных штрафов у них было изъято 4 лошади, 3 коровы, 16 овец и коз, 4 свиньи, 2 дома, 100 пудов винограда, 1 пресс, 3 плуга, 1 бочонок и 20 ведер вина, 2 швейные машинки.
Оказывая сопротивление, кулаки созывали собрания, на которых переизбирали неугодных членов сельсоветов, избивали активистов. В январе 1930 года в селе Цемдолина под дом, где проводились общие собрания, было заложено 100 капсюлей с динамитом. Кулаки умело пользовались ошибками, допущенными в ходе коллективизации, о серьезном положении и о перегибах заговорили на самом высоком уровне. О применении метода голого администрирования, несоблюдении принципа добровольности и о других ошибках говорилось в постановлении президиума Черноморского окружного исполкома от 6 апреля 1930 года.
Ликвидация кулачества как класса в Новороссийском районе началась в том же 1930 году. Кулацкие семьи выселяли либо в пределах края, разрешив взять свой инвентарь, либо за его пределы – в этом случае все имущество конфисковывали и передавали колхозам.
Большая роль в деле коллективизации отводилась технической оснащенности колхозов. Серийный выпуск тракторов в стране начался в 1924 году на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде. В качестве образца был выбран самый распространенный в мире трактор «Фордзон».
В Черноморский округ первая партия тракторов должна была поступить к началу 1931 года. Стоимость «Фордзона» с мотором в 20 л.с. составляла 3,5 тыс. рублей. 
Утвержденные нормы снабжения городского населения составляли 150 кг овощей и 125 кг картофеля на 1 человека в год. При населении в 100 тыс. необходимо было 15 тыс. тонн овощей и 12,5 тыс. тонн картофеля.
В 1932 году товарный выход колхозов Новороссийского района составил: по овощам – 475 т, по картофелю – 382 т, по винограду – 2181 т, по бахчевым – 672 т.
Таким образом, снабжение города овощами составляло всего 3,4% от потребности, картофелем – 2,5%.
Подобная ситуация сложилась и в животноводстве. Товарная продукция в 1932 году выражалась еще более скромными цифрами: мясо – 99 т, молоко – 641 т. При пересчете оказывалось, что на одного человека приходилось 6 литров молока и 1 кг мяса в год при оптимальной потребности 165 л молока и 30 кг мяса.
Для стимулирования колхозников использовались разные методы проведения соцсоревнований, вплоть до отправления в Москву, на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Крайисполком имел фонд в 200 тыс. рублей для премирования ударников сельскохозяйственного труда.
Так, в одном из отчетов упоминаются стахановки из Новороссийского района:
– колхозницы Популиди и Дульгарова (колхоз им. Сталина Глебовского сельсовета), выполнявшие нормы на вязке снопов на 130%.
– Иосиф и Мария Жоговы (колхоз «Знамя коммуны» Раевского сельсовета), доведшие дневную норму на уборке озимой пшеницы до 180-190%.
– телятница Кувикина (колхоз им. Буденного Раевского сельсовета) вырастила 78 телят (план – 60) при отсутствии падежа.
Впрочем, Новороссийский район не являлся развитым сельскохозяйственным центром, он даже не мог обеспечить город продуктами питания. Здесь еще в начале 1950-х годов велась работа по укреплению колхозов путем их объединения в крупные хозяйства.
Евгений ЛАПИН.
В подготовке публикации использованы материалы
Новороссийского исторического музея-заповедника.
 Печать
14 раз(а) прочитаноКомментарии: 24

Вы не можете комментировать!

ВАЖНЫЕ НОВОСТИ

горячие новости всех разделов
Понедельник, 1 Август 2011

Rap в эфире 2011

24 августа в Геленджике (клуб «Formula») пройдет финал фестиваля «Rap в эфире». Хэдлайнеры: Noize MC, Каста, Ассаи, АК 47! Концепция фестиваля «Rap в эфире 2011» станет традиционной: отборочный конкурс будет проводиться в...

Читать все новости