Новороссийские новости

На победу — восемь секунд

БаХФР, 6 ЬРавР 2013, [10:00], novorab.ru
На победу — восемь секунд

6 марта отмечается 100-летие со дня рождения Александра Покрышкина. Имя прославленного летчика, первого трижды Героя Советского Союза, известно всей стране. Героический путь воздушного аса Второй мировой войны проходил и через Новороссийск. Ко времени появления Покрышкина в небе Кубани и Новороссийска Военно-воздушные силы Красной Армии пополнялись новыми типами самолетов, которые не уступали по основным тактическим и летным характеристикам немецким самолетам. При этом тактика воздушного боя не изменилась, оставаясь оборонительной, и переломить обстановку, вырвать в небе стратегическую инициативу даже на более современных самолетах не представлялось возможным. Покрышкин одним из первых советских летчиков стал внедрять новые приемы воздушного боя. Одной из находок в победной тактике стала его знаменитая «этажерка» — оригинальное наступательное построение самолетных групп, применение которого стало нормой ведения воздушных боев на Кубани. Такое построение явилось наиболее выразительным способом навязывания противнику своей воли, приемом захватывания инициативы. Новая тактика позволила Покрышкину одержать целый ряд воздушных побед. Многие историки, рассказывая о боях летчика в небе Кубани, отмечали, что сбитые им здесь немецкие самолеты посыпались, как горох из мешка. В мае 1943 года Александр Покрышкин был удостоен первой «Золотой Звезды» Героя Советского Союза, в августе этого же года — второй «Звезды», а в декабре 1943 года уже был заполнен наградной лист на представление Покрышкина к третьему званию Героя Советского Союза. В апреле 1943 года гвардейский 16-й истребительный авиаполк, в котором служил Покрышкин, пересел на новую матчасть. Это были американские истребители «Белл Р-39Д «Аэрокобра» с отличными по тем временам летно-техническими данными. Они превосходили в скорости и по мощности вооружения сидевших в печенках у наших летчиков мессершмитов. Тот факт, что наши летчики во время Второй мировой войны летали на американских самолетах, долго не упоминался даже в мемуарах самих летчиков, выходивших в советское время. Хотя сам факт не был секретным. Свой первый самолет Александр Покрышкин сбил в июне 1941 года. К тому времени, как он пересел на «Аэрокобру», на его личном счету было 12 сбитых самолетов противника. Именно участие в боях за «Голубую линию», глубоко эшелонированную оборону, начинавшуюся в Новороссийске, стало во многом решающим в судьбе советского аса. Свой первый самолет в битве за Кубань Покрышкин сбил в апреле 1943-го в небе Новороссийска. Всего на счету Александра Покрышкина значатся четыре воздушные победы, одержанные им в районе нашего города — 16, 20, 21 и 30 апреля 1943 года. «На наших картах Малая земля была заштрихована красным карандашом, — писал в своей книге „Небо войны“ сам Покрышкин. — Мы, летчики, знали, что этот ничем не приметный с воздуха прибрежный участок обильно полит кровью советских воинов. Дорогой ценой отобрал его у врага морской десант и теперь героически удерживал в своих руках. Этот плацдарм имел, пожалуй, не столько стратегическое, сколько моральное значение. Противник постоянно чувствовал наши штыки за своей спиной. Нам, истребителям, нужно было, с одной стороны, надежно прикрыть с воздуха десантников, обороняющих Малую землю, а с другой — обеспечить успешные действия наших бомбардировщиков и штурмовиков, которые наносили удары по вражеским войскам. Однажды утром мы сопровождали пикировщиков, которые хотели бомбить скопления пехоты в балке у Мысхако. В это время я заметил, как со стороны Анапы появились несколько групп немецких бомбардировщиков. У меня даже сердце сжалось от боли. Какая армада самолетов! Сколько бомб под крыльями этих хищников! И все они будут сброшены на головы десантников Малой земли? Нет, не бывать этому! Не задерживаясь, веду свое звено в атаку. Вихрем налетаем на ведущую группу вражеских бомбардировщиков и открываем огонь. В одно мгновение образовался клубок из огня и металла. Гитлеровцы в конце концов не выдерживают, беспорядочно сбрасывают бомбы и поворачивают назад. Над Цемесской бухтой порой небо просто кишело самолетами. Такое количество авиации я видел впервые». Вскоре наши летчики добились своего. Захлебнувшись собственной кровью, враг прекратил наступление на этом участке. В один из дней, когда приходилось совершать полеты над Малой землей, Покрышкин узнал о позорном поступке летчика своего полка. Во время воздушного боя тот бросил своего ведомого, который погиб. Взбешенный Покрышкин решил лично пристрелить труса. Сделать это не дали другие летчики, которые пошли к командиру полка и потребовали убрать опозорившегося коллегу из своей летной семьи. В итоге струхнувшего летчика арестовали и предали суду военного трибунала. Напомним, что это было время самых страшных боев на Малой земле. Немецкие генералы клялись самому Гитлеру, что сбросят в море защитников Малой земли. Покрышкина можно смело назвать одним из тех, кто помог выстоять защитникам города в этой чудовищной военной мясорубке. В небе Кубани Александр Покрышкин сбил 20 самолетов противника. Сбил бы и больше, но в августе 1943-го, незадолго до освобождения Новороссийска, его полк был передислоцирован на Украину. Надо сказать, что противники в небе Кубани были у наших летчиков самые серьезные. По приказу Геринга на Кубань были направлены лучшие силы люфтваффе — истребительные эскадры «Удет» и «Мельдерс», особая группа самолетов «Фокке-Вульф-190» с наиболее опытными пилотами. После войны Покрышкин рассказал в своих мемуарах, чем он принципиально отличался от германских летчиков. Свою атаку наш летчик готовил с целью выбить главную машину противника, где находился, как правило, самый опытный летчик. Покрышкин всегда лез в самое пекло боя, стремясь обеспечить групповую победу. А, например, Эрик Хартман, которому приписывают фантастическое число сбитых самолетов, стремился только к увеличению счета личных побед. По мнению военного историка Евгения Синицына, автора книги «Александр Покрышкин — гений воздушной войны. Психология героизма», коэффициент трудности и ценности победы у Покрышкина намного выше, чем у Хартмана — 1,7 против 1,0, что говорит о высокой универсальности нашего аса. Хартман стремился искать и сбивать в воздухе слабейших, охотясь за отставшими, подбитыми и неопытными. Покрышкин же ставил перед собой цель выбивать немецкую элиту, нанося этим серьезный урон противнику, вынуждая самолеты врага возвращаться на свои аэродромы, не выполнив задачу. Хотя зачастую вылет наших летчиков был сопряжен с огромным риском. Трудно себе представить, что нередко подниматься в небо нашим летчикам приходилось, имея боезапас всего на 8 секунд стрельбы. Президент США Франклин Рузвельт так отзывался о советском летчике: «Покрышкин — несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны». Решающую роль в судьбе Покрышкина сыграл известный летчик-испытатель Степан Супрун, который в 1941 году был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. С ним Покрышкин случайно встретился на отдыхе в Хосте. Полк и дивизия, которыми командовал Покрышкин, всю войну находились в числе передовых. Тридцать летчиков, которые прошли его школу, стали Героями Советского Союза, а шестеро — дважды Героями Советского Союза. Только на их счету более 500 сбитых самолетов. На счету Александра Покрышкина — более 60 сбитых самолетов. К сожалению, в послевоенные годы прославленный летчик не побывал в Новороссийске. Хотя свой след и оставил. Именно с его участием, как руководителя ДОСААФ СССР, в нашем городе была открыта морская школа им. Михаила Корницкого. Долгие годы по морям и океанам ходило судно «Александр Покрышкин». Сегодня материалы из судового музея хранятся в фондах Новороссийского исторического музея-заповедника. А вот знаменитая тактика ведения воздушного боя, разработанная Покрышкиным, актуальна до сих пор. Главком ВВС Сирии перевел на арабский язык книгу Покрышкина «Небо войны» и издал ее на собственные деньги. Арабские летчики применяли успешно тактику советского аса в современной арабо-израильской войне.


Ко времени появления Покрышкина в небе Кубани и Новороссийска Военно-воздушные силы Красной Армии пополнялись новыми типами самолетов, которые не уступали по основным тактическим и летным характеристикам немецким самолетам. При этом тактика воздушного боя не изменилась, оставаясь оборонительной, и переломить обстановку, вырвать в небе стратегическую инициативу даже на более современных самолетах не представлялось возможным. Покрышкин одним из первых советских летчиков стал внедрять новые приемы воздушного боя. Одной из находок в победной тактике стала его знаменитая «этажерка» — оригинальное наступательное построение самолетных групп, применение которого стало нормой ведения воздушных боев на Кубани. Такое построение явилось наиболее выразительным способом навязывания противнику своей воли, приемом захватывания инициативы. Новая тактика позволила Покрышкину одержать целый ряд воздушных побед. Многие историки, рассказывая о боях летчика в небе Кубани, отмечали, что сбитые им здесь немецкие самолеты посыпались, как горох из мешка. В мае 1943 года Александр Покрышкин был удостоен первой «Золотой Звезды» Героя Советского Союза, в августе этого же года — второй «Звезды», а в декабре 1943 года уже был заполнен наградной лист на представление Покрышкина к третьему званию Героя Советского Союза. В апреле 1943 года гвардейский 16-й истребительный авиаполк, в котором служил Покрышкин, пересел на новую матчасть. Это были американские истребители «Белл Р-39Д «Аэрокобра» с отличными по тем временам летно-техническими данными. Они превосходили в скорости и по мощности вооружения сидевших в печенках у наших летчиков мессершмитов. Тот факт, что наши летчики во время Второй мировой войны летали на американских самолетах, долго не упоминался даже в мемуарах самих летчиков, выходивших в советское время. Хотя сам факт не был секретным. Свой первый самолет Александр Покрышкин сбил в июне 1941 года. К тому времени, как он пересел на «Аэрокобру», на его личном счету было 12 сбитых самолетов противника. Именно участие в боях за «Голубую линию», глубоко эшелонированную оборону, начинавшуюся в Новороссийске, стало во многом решающим в судьбе советского аса. Свой первый самолет в битве за Кубань Покрышкин сбил в апреле 1943-го в небе Новороссийска. Всего на счету Александра Покрышкина значатся четыре воздушные победы, одержанные им в районе нашего города — 16, 20, 21 и 30 апреля 1943 года. «На наших картах Малая земля была заштрихована красным карандашом, — писал в своей книге „Небо войны“ сам Покрышкин. — Мы, летчики, знали, что этот ничем не приметный с воздуха прибрежный участок обильно полит кровью советских воинов. Дорогой ценой отобрал его у врага морской десант и теперь героически удерживал в своих руках. Этот плацдарм имел, пожалуй, не столько стратегическое, сколько моральное значение. Противник постоянно чувствовал наши штыки за своей спиной. Нам, истребителям, нужно было, с одной стороны, надежно прикрыть с воздуха десантников, обороняющих Малую землю, а с другой — обеспечить успешные действия наших бомбардировщиков и штурмовиков, которые наносили удары по вражеским войскам. Однажды утром мы сопровождали пикировщиков, которые хотели бомбить скопления пехоты в балке у Мысхако. В это время я заметил, как со стороны Анапы появились несколько групп немецких бомбардировщиков. У меня даже сердце сжалось от боли. Какая армада самолетов! Сколько бомб под крыльями этих хищников! И все они будут сброшены на головы десантников Малой земли? Нет, не бывать этому! Не задерживаясь, веду свое звено в атаку. Вихрем налетаем на ведущую группу вражеских бомбардировщиков и открываем огонь. В одно мгновение образовался клубок из огня и металла. Гитлеровцы в конце концов не выдерживают, беспорядочно сбрасывают бомбы и поворачивают назад. Над Цемесской бухтой порой небо просто кишело самолетами. Такое количество авиации я видел впервые». Вскоре наши летчики добились своего. Захлебнувшись собственной кровью, враг прекратил наступление на этом участке. В один из дней, когда приходилось совершать полеты над Малой землей, Покрышкин узнал о позорном поступке летчика своего полка. Во время воздушного боя тот бросил своего ведомого, который погиб. Взбешенный Покрышкин решил лично пристрелить труса. Сделать это не дали другие летчики, которые пошли к командиру полка и потребовали убрать опозорившегося коллегу из своей летной семьи. В итоге струхнувшего летчика арестовали и предали суду военного трибунала. Напомним, что это было время самых страшных боев на Малой земле. Немецкие генералы клялись самому Гитлеру, что сбросят в море защитников Малой земли. Покрышкина можно смело назвать одним из тех, кто помог выстоять защитникам города в этой чудовищной военной мясорубке. В небе Кубани Александр Покрышкин сбил 20 самолетов противника. Сбил бы и больше, но в августе 1943-го, незадолго до освобождения Новороссийска, его полк был передислоцирован на Украину. Надо сказать, что противники в небе Кубани были у наших летчиков самые серьезные. По приказу Геринга на Кубань были направлены лучшие силы люфтваффе — истребительные эскадры «Удет» и «Мельдерс», особая группа самолетов «Фокке-Вульф-190» с наиболее опытными пилотами. После войны Покрышкин рассказал в своих мемуарах, чем он принципиально отличался от германских летчиков. Свою атаку наш летчик готовил с целью выбить главную машину противника, где находился, как правило, самый опытный летчик. Покрышкин всегда лез в самое пекло боя, стремясь обеспечить групповую победу. А, например, Эрик Хартман, которому приписывают фантастическое число сбитых самолетов, стремился только к увеличению счета личных побед. По мнению военного историка Евгения Синицына, автора книги «Александр Покрышкин — гений воздушной войны. Психология героизма», коэффициент трудности и ценности победы у Покрышкина намного выше, чем у Хартмана — 1,7 против 1,0, что говорит о высокой универсальности нашего аса. Хартман стремился искать и сбивать в воздухе слабейших, охотясь за отставшими, подбитыми и неопытными. Покрышкин же ставил перед собой цель выбивать немецкую элиту, нанося этим серьезный урон противнику, вынуждая самолеты врага возвращаться на свои аэродромы, не выполнив задачу. Хотя зачастую вылет наших летчиков был сопряжен с огромным риском. Трудно себе представить, что нередко подниматься в небо нашим летчикам приходилось, имея боезапас всего на 8 секунд стрельбы. Президент США Франклин Рузвельт так отзывался о советском летчике: «Покрышкин — несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны». Решающую роль в судьбе Покрышкина сыграл известный летчик-испытатель Степан Супрун, который в 1941 году был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. С ним Покрышкин случайно встретился на отдыхе в Хосте. Полк и дивизия, которыми командовал Покрышкин, всю войну находились в числе передовых. Тридцать летчиков, которые прошли его школу, стали Героями Советского Союза, а шестеро — дважды Героями Советского Союза. Только на их счету более 500 сбитых самолетов. На счету Александра Покрышкина — более 60 сбитых самолетов. К сожалению, в послевоенные годы прославленный летчик не побывал в Новороссийске. Хотя свой след и оставил. Именно с его участием, как руководителя ДОСААФ СССР, в нашем городе была открыта морская школа им. Михаила Корницкого. Долгие годы по морям и океанам ходило судно «Александр Покрышкин». Сегодня материалы из судового музея хранятся в фондах Новороссийского исторического музея-заповедника. А вот знаменитая тактика ведения воздушного боя, разработанная Покрышкиным, актуальна до сих пор. Главком ВВС Сирии перевел на арабский язык книгу Покрышкина «Небо войны» и издал ее на собственные деньги. Арабские летчики применяли успешно тактику советского аса в современной арабо-израильской войне.
Евгений ЛАПИН.
 Печать
14 раз(а) прочитаноКомментарии: 24

Вы не можете комментировать!

ВАЖНЫЕ НОВОСТИ

горячие новости всех разделов
Понедельник, 1 Август 2011

Rap в эфире 2011

24 августа в Геленджике (клуб «Formula») пройдет финал фестиваля «Rap в эфире». Хэдлайнеры: Noize MC, Каста, Ассаи, АК 47! Концепция фестиваля «Rap в эфире 2011» станет традиционной: отборочный конкурс будет проводиться в...

Читать все новости